Что делать, если ребенок симулирует?
Все дети периодически жалуются на плохое самочувствие, но не все и не всегда при этом действительно больны. Как отличить болезнь от симуляции, почему дети придумывают несуществующие симптомы и как с этим бороться?
Что-то пошло не так… «Болеет» малыш младше трех лет
Малыши до трех лет зачастую и не думают нас обманывать. Просто для них (как и для младенцев) крик и плач – естественный здоровый способ сигнализировать родителям о возникших проблемах. Это не обязательно боль: усталость, голод, жажда, страх, скука, даже переизбыток впечатлений – все воспринимается организмом как потенциальная опасность. Но что мы непроизвольно делаем, подбегая к малышу? Правильно, спрашиваем: «У тебя что-то болит?»
” Ребенок интуитивно чувствует, что он на верном пути (внимание привлечено) и охотно соглашается с вашим предположением (да, болит). Когда вы начнете расспрашивать о неприятных ощущениях, он охотно согласится со всем – болит голова, ручка, ножка, животик…
Примечание: помните, впрочем, что малыши плохо дифференцируют боль и часто, к примеру, показывают на живот, когда болит спина или горло.
Что делать родителям? Если у вас нет подозрений, что здоровью ребенка только что действительно нанесен вред (упал, поранился или, к примеру, если он с плачем проснулся – мог ощутить неприятные симптомы во сне) – не подсказывайте ему «правильное» решение. Для начала предоставьте ему самый простой и доступный ресурс – ваше внимание, тактильный контакт. Проанализируйте ситуацию и начните с самого вероятного в этот момент предположения: ребенок слишком тепло одет, давно не пил, вы заигрались и пропустили время сна. Последовательно предлагайте ребенку решение всех этих предполагаемых проблем, оставляя ему возможность согласиться или отказаться.
” Еще раз повторяем – любые беседы с расстроенным ребенком неэффективны. На вопрос: «А не хочешь ли ты попить?» он может ответить «да, нет, не знаю» и даже начать рыдать пуще прежнего, при этом информации у вас не добавится. Если вы думаете, что он хочет пить, предлагайте: «Попей!» Если проблема не в этом, малыш даст вам это понять.
Детсадовский симулянт. «Болеет» ребенок 3-7 лет
В этом возрасте ребенок уже вполне в состоянии узнать боль и даже указать на источник дискомфорта, но он уже в состоянии и манипулировать этой информацией! Да, да, он ясно осознает, что если пожаловаться на боль в горле, мама не пойдет на работу, а будет целый день сидеть рядом, читать книжку, играть в ладушки и приготовит на обед любимые тефтельки с пюрешкой.
Заметьте, ребенок в этом возрасте не всегда врет, да это, собственно, и не ложь вовсе. Скорее он начинает трепетно прислушиваться к своему организму, достоверно вспоминая ощущения, которые в прошлый раз вас тревожили. «Кашель? Ой, а как же я кашлял? Кхе-кхе или кха-кха? Ой, действительно хочется теперь кашлянуть…»
” Самые восприимчивые и талантливые крохи даже могут «нагнать» себе температуру 37–37.2 !
Если такая ситуация возникла и уж тем более повторилась – это жирный минус вам как родителю. Ведь болезнь ограничивает наши возможности (нельзя пойти на каток, поиграть в догоняшки, съесть мороженое), а не расширяет их. И если ребенок, напротив, именно болезнь воспринимает как возможность получить максимум удовольствий и развлечений, задумайтесь – не слишком ли мало внимания вы уделяете ему в повседневной жизни?
Бывает, что ребенок получает от вас достаточно внимания, но хочет избежать чего-то неприятного. Может, ему не нравится воспитательница в детском саду, или няня, или он не хочет в гости к тете. Словом, если болезнь чудесным образом проявляется только в определенных ситуациях, надо решать психологические проблемы ребенка, а не лечить мнимый гастрит или ларингит.
Сказка – ложь, да в ней намек… «Болеет» школьник младших классов
В семь лет ребенок симулирует болезнь уже вполне сознательно. Он знает, чего хочет избежать (диктанта или контрольной по математике), что получить (внимание мамы и развлечения) и даже что именно сказать (школьник уже отлично помнит симптомы, которые вызвали беспокойство мамы в прошлый раз). Поскольку достоверную и постоянную высокую температуру демонстрировать сложно, в ход идут головная боль, тошнота и боль в животе. Проверить-то невозможно!
” Если приступы головной боли регулярно возникают перед контрольными и никогда – перед отдыхом и развлечениями, стоит подумать о решении школьных проблем ребенка. Чего он пытается избежать? Строгой учительницы? Вашего неодобрения? Насмешек одноклассников?
Может, он просто слишком устал от непривычной нагрузки и ему периодически нужны «праздники непослушания». Тогда договоритесь с ребенком что изредка (действительно изредка!) будете прогуливать школу просто потому, что ему не хочется туда идти. Объясните, что для этого ему вовсе не нужно притворяться больным – достаточно честно поговорить с вами о своих проблемах и желаниях, ведь вы всегда на его стороне.
Как отличить больного от симулянта, а симулянта – от ипохондрика?
Универсальное правило для любого родителя: не паниковать, но подстраховаться. Даже если вы уверены, что ребенок все придумал, не поленитесь дойти до педиатра. Расскажите о своих подозрениях (разумеется, так, чтобы ребенок не слышал или уж, во всяком случае, не обиделся) – грамотный врач не пропустит серьезную болезнь.
Презумпция невиновности важна и в педагогике. Лучше перебдеть, чем лечить запущенное заболевание!
Нарочитый отказ идти к врачу, экстренное выздоровление, как только ребенок добился желаемого, – в большинстве случаев признак симуляции. Если вы уверены, что болезнь придумана, не позволяйте собой манипулировать! Помните, вы в доме главный, старший и вообще – родитель. Ребенок должен знать, что своими действиями не добьется желаемого. Это не значит, что можно игнорировать потребности ребенка, которые он пытается удовлетворить посредством мнимой болезни! Ими обязательно нужно заняться, но потом, вне всякой связи с «тошнотой» и «больной головой».
Не превращайте болезнь ребенка в праздник – у него будет меньше поводов болеть!
Наконец, бывает, что ребенок постоянно жалуется на недомогание, охотно отправляется с вами в поликлинику, терпеливо проходит неприятные обследования, но педиатр при этом не находит ничего опасного. Возможно, перед вами маленький ипохондрик! Такой ребенок сам искренне верит, что болен, более того, по каким-то причинам считает важным и нужным такое состояние.
Есть две наиболее распространенные причины этого поведения. Первая из них понятна и очевидна – ребенок проводит время с няней, бабушкой, воспитательницей, которые уделяют много внимания своему здоровью.Тогда «симптомы» будут точно совпадать с жалобами бабушки: «Задыхаюсь, сердце колет». Ничего страшного не происходит, просто восприимчивый ребенок копирует модель поведения взрослого, которая у него перед глазами. Меры принимать, безусловно, нужно, иначе жалобы на «боли в сердце» станут дурной привычкой.
Вторая причина ипохондрии – повышенная тревожность ребенка. Он может так реагировать не на конкретную ситуацию (контрольная в школе), но на общий неблагоприятный фон. Например, на постоянные ссоры родителей, тяжелую болезнь или смерть кого-то из близких, даже на рождение младшего братика или сестренки. Сколько бы внимания вы ни уделяли ребенку, как бы ни пытались разубедить, что болезнь не инструмент для манипуляции родителями, – все будет бесполезно. Он будет продолжать искать причину неблагоприятной внешней обстановки внутри себя.
Рецепт лечения в этом случае один – меняйте обстановку на благоприятную: светлую, радостную и здоровую!
Не болейте, не хандрите, а главное – не забывайте вовремя показывать ребенка вашему лечащему педиатру.
источник
Ребёнок симулирует болезнь: как определить обман и решить проблему раз и навсегда
Когда моя младшая дочурка пошла в садик, то не была болезненным ребенком. Но тут жалобы посыпались одна за другой: то болит животик, то голова, то горло.
Каждый раз я хваталась за термометр, осматривала горло, нос, спрашивала воспитателей, какое было меню в этот день, и как себя чувствуют другие дети.
На протяжении первых нескольких месяцев дочка только один раз заболела по-настоящему, подхватив грипп, которым переболела почти вся группа.
В остальных случаях никаких видимых признаков болезни не было, только ее жалобы. Я решила проконсультироваться с нашим знакомым педиатром.
Она осмотрела дочку и поговорила с ней. А затем сказала, что, скорее всего, малышка симулирует болезнь, и предложила поговорить с детским психологом. Я так и сделала. Так как до недавних пор у нас в семье таких случае не было, я узнала много нового.
Проверка
Психолог предложил для начала проверить, имеют ли жалобы девочки под собой основу. С утра перед садиком вдруг заболел живот. Пришлось сказать, что, тогда сегодня не смогу ей дать печенье. Через минуту живот перестал болеть. На другое утро оказалось, что заболело горло. Но, когда она услышала, что придется несколько дней не покупать мороженое, недомогание как рукой сняло.
Я начала сопоставлять случаи жалоб дочери и поняла, что «болеть» она начинает перед посещением детсада.
При чем, если я не обращала внимания на одну жалобу, то болеть начинало все подряд: и ножка (не могу идти), и ушко (не могу слушать), и что-нибудь еще. Значит, мой ребенок симулирует!
Разные случаи
Я продолжала еще некоторое время наблюдать за дочкой. Жаловаться она стала реже, но как-то опять сказала, что трудно глотать. Я не стала говорить ей, что она обманывает, а дала ей термометр и осмотрела горло.
Температура была сильно повышена, а горло красное. Это научило меня, что нужно внимательно относиться к тому, что говорит ребенок, и проверять каждый случай отдельно.
Если окажется, что ребенок в самом деле заболел, а родители не проверили его жалобы, то его здоровью можно сильно навредить. Если нет уверенности в том, что ребенок симулирует – стоит незамедлительно обращаться к врачу.
Причина симуляций
Я снова разговаривала с психологом и рассказала о своих наблюдениях. Выслушав, она сказала, что девочку что-то не устраивает в детском саду, и она не хочет туда ходить. Ведь на выходных таких случаев не было. Теперь нужно узнать, что именно ей не нравится.
На следующий день, когда мы шли домой, я стала расспрашивать ее о воспитателях, детях, их отношениях. И впервые услышала, что ее одногруппница, с которой они дружили, теперь враждует с ней и говорит плохие слова. Более того, она может исподтишка толкнуть или ущипнуть, когда рядом нет взрослых.
Я поняла, что часто слишком спешила вернуться домой, а там находились домашние дела, уроки старших, и я давно не говорила с дочерью о том, что ее волнует. А она нашла свой выход для решения проблем.
Психолог подтвердила мои выводы. К ней часто обращаются родители, у детей которых наблюдается подобное поведение.
Одни из них не могут адаптироваться в школе или сильно устают, и таким образом пытаются прогулять. Другим не хватает внимания родителей, а больной ребенок сразу получает и сочувствие, и особую заботу, а иногда еще и подарочки для утешения.
Поиск выхода
Что же делать, если ребенок симулирует болезнь? Во-первых, не называть его обманщиком и не ругать. Он может перестать выдумывать болезни, но проблема, которая породила симуляцию, не решится.
Ребенку нужно помочь справиться с ситуацией. В нашем случае мне пришлось поговорить с воспитателями, чтобы понять всю картину. Оказалось, что девочки поссорились несколько недель назад из-за того, что моя дочка не захотела поделиться раскраской, а мириться не захотели. Но взрослые не обратили внимания на последствия конфликта.
Когда мы совместными усилиями помирили девочек, то дочка стала бежать в садик с прежним желанием, и больше уже таким образом не «болела». Наш случай оказался легким.
Иногда у детей из-за стресса в школе может начаться расстройство желудка, головные боли и другие заболевания. И тогда, кроме лечения симптомов, нужно решать саму проблему.
Учителя и школьные психологи должны принимать активное участие в школьных конфликтах. А в случае, если ребенок переутомился, иногда стоит сделать ему дополнительный выходной.
С помощью специалиста мы смогли решить проблему придумывания болезней. А я поняла, что дети не всегда умеют высказывать свои трудности и страхи.
И родители обязаны много общаться с детьми любого возраста, выстраивая доверительные отношения. Тогда они смогут узнать, что тревожит ребенка и вовремя оказать ему помощь.
источник
Ребенок заболел или симулирует? Как разоблачить обман? Что хочет сказать вам таким образом ребенок?
Ребенок жалуется и страдает от боли, или не может разобрать буквы в учебнике, ему тяжело ходить и кружится голова – это симптомы, которые ни в коем случае нельзя оставлять без внимания. Мама и папа обязательно отведут к врачу и оградят от всех нагрузок. Конечно же, ни о какой школе и речи быть не может. Тем более, что сегодня контрольная.
Ситуации, когда ребенок придумывает повод не делать то, что не хочется, – вовсе не редкость. Любая семья сталкивается с этим, и взрослые помнят свои истории про больной живот в день невыученных уроков. Но когда дело касается своего ребенка, то определить ложь оказывается не так просто. А вдруг он и правда болен? Ведь вы любите его и любая жалоба на здоровье включает готовность помочь. Здесь родительский ум затмевается эмоциями к своей кровиночке.
Как поступить с больным?
Для начала все же стоит оценить опасность ситуации. Если вы видите, что ребенок жалуется на боль в животе, при этом бледный, или у него температура, он вырвал – тут ответ прост: он болен. Когда никаких симптомов больше не видно, и есть только жалобы, нужно провести расследование. Будьте деликатны: не стоит с пристрастием расспрашивать ребенка, задавать наводящие вопросы, говорить ему о ваших подозрениях.
Настоящий болевой синдром всегда можно узнать. При сильной боли живот, например, не будет мягким, и ребенок не сможет расслабленно лечь на спину и вытянуть ноги. Он будет принимать вынужденное положение сидя, лежа на животе или на боку с поджатыми ногами. Вряд ли он откажется от обезболивающего лекарства. И обезболивающее лекарство принесет ему облегчение.
Ребенок отказывается от любимой еды, не играет, предпочитает лежать, мало двигается в кровати – это также скорее говорит о болезни. Если он очень слаб, то скорее просто уснет при любой возможности. Жалобы на боль, и обычная активность — повод для подозрений.
Температура при боли в животе вовсе не обязательна, но она может быть. Субфебрильная температура (невысокая, до 37⁰), может быть при аппендиците. Вы не почувствуете ее при прикосновении, но термометр выявит.
Измеряйте температуру сами, не оставляйте градусник с ребенком наедине. Так вы будете уверены в объективности полученных данных.
Измерьте пульс. Частота пульса увеличивается при острой боли, но при головной боли может быть ниже нормы. Важно знать, какой пульс вашего ребенка в покое, чтобы это число стало эталоном для сравнения. Любые явные изменения пульса могут быть признаком патологии. Измерять пульс следует в покое.
Цвет, температура кожи, высыпания. Наличие любой сыпи, гематом (синяков) на теле, воспаленных отечных участков, горячая кожа в месте, которое указывает ребенок, бледность, белые губы и светлые слизистые – признаки заболевания или травмы. В случае сильной бледности, слабости и боли в животе — вызывайте скорую помощь. Так может проявляться внутреннее кровотечение.
Есть ли в появлении болезни закономерность?
Проследите события, которые находятся рядом с появлением внезапной болезни. Если два раза болезнь повторяется при невыученном уроке, перед контрольной, перед уроком музыки – скорее всего, будет и третий. Теперь будьте внимательны: третий раз сценарий повторился – больной симулирует.
Как часто вы общаетесь с ребенком, в чем состоит общение? Возможно, приступ неизвестной болезни – это не способ вас обмануть, а способ привлечь к себе внимание. Даже если вы отменно кормите его, одеваете с иголочки, и оплачиваете дорогое образование, ребенку может недоставать вашей заботы. Попробуйте чаще говорить с ребенком по душам, на равных, искренне интересоваться его прожитым днем. Возможно, изменение качества внимания станет волшебным лекарством от всех болезней.
Расспросите ребенка о том, что было накануне болезни, с кем он был, что делал. Возможно, он получил травму, играя с друзьями, на физкультуре, или его кто-то обидел. Если такая ситуация повторяется, и ребенок вам не хочет признаваться, то это может быть признаком насилия по отношению к нему.
Примите верное решение
Сократить количество придуманных болезней, или уйти от них вовсе, можно, если приложить усилия и задействовать ваш педагогический талант. Почему ребенок врет? Скорее всего, он просто боится сказать вам правду. Возможно, ему стыдно, и он не хочет вас разочаровывать.
Может ли ребенок открыто рассказать вам о своих неудачах в школе, или вы сразу начнете ставить ему в пример знакомых мальчиков и девочек, и журить за неуспеваемость? Или даже накажете за плохую оценку? Если проблема есть, от ваших наставлений она никуда не денется. Ребенку по-прежнему будет непонятен предмет, но теперь он будет знать, что это стыдно. К простой школьной проблеме прибавится еще и проблема с самооценкой. Плюс ребенок поймет, что его проблемы – это только его проблемы, и мама с папой — не те люди, на которых можно опереться в сложной ситуации.
Возможно, у ребенка сложные отношения с учителем, или с кем-то из одноклассников. Это часто решается одним визитом родителей в школу. Тем более не решится, если вы предложите ему не обращать внимания или разобраться самостоятельно. То, что вы можете поссчитать не достойным внимания, для ребенка может быть катастрофой. Отнеситесь серьезно к его проблеме и постарайтесь помочь, не привлекая к вашему ребенку ненужного внимания одноклассников.
Возможно, вашему гению просто не интересно в школе. Допустите мысль, что дома у него могут быть дела более важные, например, изучение своих пальцев под микроскопом. Может быть, вы выбрали неправильную школу?
Ваша реакция на его ложь – это важная часть контакта. Если ребенок вас обманывает, то не нужно делать из этого трагедии, уличать и вычитывать. Вы его раскусили? Так сообщите ему об этом. Но не с видом победителя или Эркюля Пуаро. Скажите, что знаете, что он не болен, и предложите свою помощь. Что его заставило так поступить, чего он боится? Но будьте готовы эту помощь ребенку оказать. Он нуждается в вашей поддержке, он доверился вам, и если будет разочарован – то вряд ли откроется в следующий раз.
источник
«Странные» болезни и детская ложь: «Симулируешь. »
«Странные» болезни и детская ложь: «Симулируешь. »
Наверное, многие родители сталкивались с такой ситуацией: раннее утро, нужно собираться в школу или детский сад, а ребенок вдруг начинает жаловаться на головную боль или боли в животе. Раз-два такая ситуация повторяется, потом родители начинают подозревать в ней что-то странное. В выходные не болит, вечером не болит, днем не болит, а как нужно собираться в школу или детсад, так сразу болит.
Обманывает? Конечно, первым делом именно такое объяснение приходит в голову родителям. Какая реакция в таком случае следует? «Прекрати притворяться и бегом собирайся!» — действительно, незачем поощрять лень или желание избежать ответственности (например, когда в школе ожидается контрольная).
Однако ситуация не всегда так однозначна. На самом деле, осознанно придумывать и имитировать болезнь способен ребенок, начиная с возраста 8–9 лет. И даже в этом возрасте и старше это далеко не всегда симуляция. А уж в более младшем она просто невозможна. Даже если причина самым очевидным образом лежит в какой-то внешней ситуации, болезнь он не придумывает. Психика ребенка изыскивает такой способ выхода из неблагоприятной ситуации. И у ребенка, в самом деле, физически болит голова или живот, иногда довольно сильно.
Родителям необходимо самим разобраться в истинных причинах беспокойства ребенка, но не в духе следователя прокуратуры («Ах, вот в чем, оказывается, дело! От меня не укроешь!»). Понять причины нужно для того, чтобы помочь ребенку. Такие, психологические, болезни можно вылечить психологическими же методами. Для этого нужно осознать волнующие человека проблемы и уже на уровне сознания найти им решение. Потому что «уход в болезнь» — действие неосознанное (и случается, кстати, не только у детей). Осознать истинные причины и взрослому-то бывает непросто, а уж ребенку подавно. Вопрос в лоб ничего не даст. Подумайте сами, что может беспокоить ребенка, чего он может бояться, чем болезнь может быть выгодна. И попробуйте осторожно выяснить у него правильность ваших гипотез.
Самый плохой же выход — отправить больного ребенка в детский сад и школу. Вроде если причины психологические, то и нечего «отлынивать». Во-первых, это только усугубит ситуацию, ведь она довольно серьезна и невыносима для ребенка, раз он реагирует таким образом. Второй, более важный момент, заключается в осознании ребенком того, что ему не верят. То есть на некую неблагоприятную для него ситуацию накладывается не только физическое нездоровье, но еще и такое своеобразное предательство со стороны близкого взрослого.
Если быть более точным, то нужно сказать, что чаще в подобной ситуации встает даже вопрос взаимного доверия между ребенком и родителем. Родитель не верит в искренность ребенка, а ребенок почему-то недостаточно доверяет родителю, чтобы прямо говорить о своих проблемах, поэтому его психика находит «обходные пути».
Мальчик пяти лет ходил в детский сад. Однажды по дороге в детский сад начал жаловаться на головную боль. В раздевалке детсада боль усилилась до того, что ребенок стал плакать. При этом в группу ни в какую не заходит, маму не отпускает. Ситуация продолжилась около получаса: мама ждет, что боль пройдет (раньше не бывало, может, просто не выспался), ребенок продолжает хныкать. В итоге мама сказала, что тогда придется идти домой. Ребенок согласился, причем с неожиданным воодушевлением (обычно ходит в детсад с удовольствием). Дома ребенок начал активно играть, бегать и т. д. То есть головная боль сразу прошла. На следующее утро у ребенка снова заболела голова. В детский сад мама ребенка не повела, раз больничный уже получен. Но все-таки ситуация показалась подозрительной, боль явно связана с необходимостью посещения садика. Нужно сказать, что дальше удалось решить ситуацию довольно эффективно. Что сделала мама? Оставив ребенка с бабушкой, отправилась поговорить с воспитателями. Выяснилось, что произошла неприятная история: ребенок не дотерпел до туалета, казус стал заметен, ребята посмеялись над ним. Мама договорилась с воспитателями о том, что когда ребенок придет в группу, они проследят, чтобы ребята не вспоминали этот случай, переведут внимание. Предстоящие выходные дома же были посвящены тому, чтобы осторожно обсудить ситуацию с ребенком. Важно было сделать страх и беспокойство понятными, проговорить их. В понедельник ребенок пошел в детский сад хоть и с опаской («А вдруг они вспомнят?»), но уже без жалоб на головную боль.
Почему ребенок не смог сказать о своей проблеме открыто, зачем был неосознанно выбран такой способ? Во-первых, сама тема слишком неприятная и связана со стыдом, о котором хочется быстро забыть. Во-вторых, в данном случае у мальчика ранее довольно долго были проблемы с приучением к туалету, мама сердилась, то есть эта тема осталась напряженной в отношениях с мамой зоной недоверия (мало того, что ребята посмеялись, так еще и мама станет ругать). Удачное разрешение ситуации связано с тем, что мама всерьез приняла жалобы ребенка, догадавшись, что головная боль не физиологического происхождения. Это доверие к ребенку позволило и ему довериться ей и суметь обсудить с мамой волнующую его тему.
Неверие очень обижает ребенка.
«Меня повели лечить зубы. Я не слишком боялся, так как знал, что сделают обезболивание, и я ничего не почувствую. Спокойно сел в это кресло, мне поставили укол и начали сверлить. Сразу пронзила просто жуткая боль. Я закричал, заплакал. Врач сказала, что больно быть не может, но поставила еще один укол. И все равно было больно. Я заливался слезами, но мне никто не верил. Врач говорила, что я выдумываю, что больно быть не может. Но мне-то было больно! Уж не знаю, может, средство было плохое или у меня какая-то особенная чувствительность, но я не врал. Мама тоже не вмешалась, я просто пережил эту экзекуцию, а заодно и подозрения во вранье».
Похожая ситуация бывает и с детской ложью. Тема эта, безусловно, отдельная, раскрыть которую одной главой невозможно. Однако хотелось бы остановиться на одном аспекте — на том, как детская ложь связана с вопросами доверия, поскольку иногда ребенок обманывает именно потому, что не доверяет родителю. «Если я не верю, что встречу адекватную реакцию на то, что скажу, я автоматически начинаю придумывать более „подходящую“ версию событий». Иначе говоря, ребенок врет, когда сомневается в том, что родитель способен принять любую «правду». Принять отнюдь не значит похвалить. Принять — это не лишать своей любви, какой бы ужасной ни была правда. У детей, конечно, в их правде обычно нет чего-то действительно ужасного, но в восприятии ребенка может быть иначе.
Внимательный родитель может даже заметить некоторую закономерность. О чем ребенок обычно врет? Это как раз та самая сфера, в которой между ним и родителем нет доверия и принятия.
Вот высказывание юноши — ученика 10 класса: «У отца пунктик на моих оценках. Каждый вечер допрос, что получил. Я обычно, скажем так, приукрашиваю. Я знаю, что даже если получил трояк, в конце четверти подтяну. Но ему говорить об этом бесполезно, ему нужны все пятерки и точка. Пытался объяснять, что нельзя по всем предметам быть отличником, лучше на чем-то сосредоточиться и все такое. Бесполезно, он и слушать не хочет. Поэтому я уж тешу его самолюбие, а потом как-нибудь разберусь, когда все выяснится. Так проще».
Если вы не доверяете своему ребенку, вы теряете контакт с ним. Однажды прочувствовав недоверие, ребенок будет стараться скрывать то, что у него на душе.
Если вы не доверяете своему ребенку, у него за спиной не появляется та самая невидимая стена защищенности, благодаря которой исчезает страх двигаться вперед.
Если у вас не получается доверять своему ребенку, скорее всего, вы не умеете доверять себе. А ваш сын или дочь не научатся слушать свой внутренний голос и ценить свое Я.
Если вы не верите в силы ребенка, вы привязываете его к себе и рискуете всю свою жизнь решать проблемы за него. Это дает приятное ощущение собственное ценности, но стоит ли оно того?
Если вы не верите в способности ребенка, ему будет сложно научиться объективно оценивать себя. Он будет стараться доказать что-то вам вместо того, чтобы искать свое место в жизни.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
источник
Мнимый больной: почему ребенок придумывает болезни?
Загадочная температура за день до важной контрольной? Иногда, внезапная боль в животе по утрам и мольба – «Мам, можно сегодня не идти в школу?». Каждый родитель хочет в это поверить. Дети великие мастера имитировать различные болезни. В их репертуаре чаще всего появляются боль в животе и головные боли. Благодаря доступу к интернету дети не имеют проблем с поиском информации о симптомах большого числа основных болезней, и случается, что некоторые малыши, чтобы избежать похода в школу или детский сад, падают в обморок, жалуются на сердце, отдышку и даже проблемы со зрением.
И хотя в большинстве случаев можно легко понять, когда ребенок притворяется и когда он действительно болен (едва ли 10 % детей могут притворяться убедительно), вы, возможно, пожелаете более внимательно изучить причины. Потому что дети обычно симулируют болезни, когда что-то идет не так — в школе, дома, среди своих сверстников. В наихудших случаях заболевания-выдумки, могут принимать совершенно реальную форму.
От лени — болезнь
«От лени — болезнь, от работы – здоровье» – говорит известная пословица. На самом деле, многие дети не справляясь с трудными ситуациями в школе, начинают убегать в выдуманные болезни. Голова и живот болит, потому что малыш не хочет идти на уроки, на которых его могут вызвать для ответа. Бывает, что он не успел подготовиться к тесту. В таких случаях жалобы исчезают почти сразу же если появляется то, что он любит делать больше всего. Особенно когда сверстники зовут его поиграть или какое-то другое увлечение. Но что делать, когда имитация недомогания повторяется регулярно? Вот несколько причин:
- плохие отношения с одноклассниками: ребенок, который является застенчивым, может не найти друзей в классе, а иногда из-за своего поведения может оказаться совсем отрезанным от совместного общения и досуга; плохие отношения со стороны других детей: стоит проверить, что ребенок не подвергается насилию в школе, запугиванию или угрозах со стороны старших детей; плохие отношения с учителем или учителями: стоит проследить связана ли неуспеваемость по предмету с отношением с учителем.
Ребенок, который не может справиться с проблемой, часто не может рассказать своим родителям. Страх так велик, что приводит к самоизоляции. Врачи говорят, что от невроза, связанного с проблемами в средней школе, страдает около 5 % учащихся (легкие случаи не учитываются). Выдуманная болезнь в данном случае — это один из способов решения проблем в школе. Хуже всего, когда проблемы, с которыми сталкиваются дети, имеют свой источник в доме.
Невидимые дети
Так бывает тогда, когда есть младшие братья и сестры или один из братьев и сестер, серьезно болен. Дети, которые чувствуют себя незамеченными, пытаются привлечь внимание родителей, выдумывая болезни.
«Самый радикальный случай такого рода с которым, мне пришлось столкнуться — это история 10-летней девочки у которой врачи-офтальмологи нашли неврит зрительного нерва и по этой причине назначили ей медикаментозное лечение. Девушка постоянно симулировала болезнь, так как будучи одной из пяти своих братьев и сестер, она чувствовала, что мать игнорировала ее, а ухудшение зрения вызвало рост внимания матери, которая ездила с ней на обследования, проводила с ней время в больнице и заботилась о ней больше, чем раньше (профессионально это называется „ вторичная выгода”). К счастью, точное обследование исключило болезнь, а беседа с матерью пациентки убедила меня в психосоматическом характере этой проблемы. Конечно медикаментозное лечение было прервано, а я предложила консультацию у психолога», — рассказывает врач-офтальмолог Анна.
Послушайте врача
Иногда бывает, что только врач может обратить внимание родителей на то, что причина болезни несколько иная, чем физическая. Тем более что родители не всегда подозревают симуляцию — дети могут быть очень убедительными.
«В нашу клинику также приходили пациенты с детьми школьного возраста, которые считали, что у их детей есть проблемы со зрением», — объясняет доктор Анна из московской клиники. – «Врач-офтальмолог, обладающий обширным опытом, и в состоянии понять, что имеет дело с необычной ситуацией, например, когда ребенок говорит об улучшение зрения после надевания очков с нулевыми диоптриями. Во время тестов врачи используют различные линзы с разной оптической мощностью, а иногда и вовсе без нее».
Самое важное в этой ситуации внимательно и спокойно выслушать врача – многие родители услышав о возможной симуляции, реагируют с гневом или раздражением, не желая признать, что эта проблема может быть психологической.
Только соглашаясь с тем, что ребенок притворяется, у нас есть шанс на искреннюю беседу с ним и возможность найти истинную причину болезней нашего ребенка. Следует отметить, что проблема сама не исчезнет, а у детей, которые в течение длительного времени были подвержены стрессу и тревоги, могут развиться не только неврозы или депрессия, но и психосоматические болезни.
источник
Ребенок симулирует болезнь: что делать?
С одной стороны, болезнь для ребенка — это неприятный и грустный факт, но с другой стороны, она дает ему массу привилегий — повышенное внимание и заботу со стороны взрослых, возможность избежать неприятных ситуаций. Поэтому зачастую дети прикрываются недомоганием для получения тех или иных преимуществ, особенно, если родители сильно тревожатся по любой незначительной проблеме со здоровьем. Как определить, действительно ли имеет место болезнь или симуляция, расскажет портал MedAboutMe.
Не обвиняйте ребенка в обмане
Здоровье — дело серьезное, поэтому с пониманием и вниманием отнеситесь к любым жалобам ребенка. Выслушайте и никогда не обвиняйте его в обмане, даже если вы это заподозрили. Помните, маленькие детишки до 3 лет прибегают к симуляции болезни неосознанно, просто, чтобы привлечь внимание взрослых. Если начать расспрашивать их о том, где болит, они соглашаются со всеми вариантами сразу: и ручке плохо, и ножке, и животику. Обычно все забывается, как только они получают желаемое: похвалу, тактильный контакт, сладости. А вот если ваш отпрыск сознательно и регулярно использует недомогание как средство манипуляции, то необходимо понять причины этого. Отнеситесь со всей серьезностью к симулянту и его мнимой болезни, показав незавидную роль больного — ужесточите «постельный» режим, лишите его любимых развлечений (просмотр мультиков, игра на компьютере, поедание конфет) и регулярно делайте процедуры (промывание носа, полоскание горла). После этого можно рассчитывать на снижение случаев симуляции. Но помните, все ограничения должны быть обоснованны. И еще один прием для быстрого снятия ложных симптомов — обещание несостоявшегося по причине недомогания мероприятия. «Жаль, ты заболел, а мы планировали съездить в гости (посмотреть новый мультик, посетить скалодром, покататься на роликах и т. д.)».
Оцените объективное состояние ребенка
Конечно, градусник в домашней аптечке должен быть всегда. Но повышенная температура сопровождает не все заболевания. Внимательно осмотрите ребенка в поисках других симптомов, например, состояние горла, кожных покровов, и т. д. Для снижения своей тревоги родителям стоит выслушать мнение знакомых врачей или близких людей.
Родители должны оперативно обращаться к врачу
Родителям следует оперативно обратиться к врачу, если недомогание имеет неясный или спорный характер. Если ребенок жалуется накануне вечером, то не стоит ждать утра, а лучше вызвать скорую помощь. Не бойтесь, что врач не найдет никаких симптомов заболевания, ведь это хорошо само по себе — можно утром отправлять со спокойной совестью своего отпрыска в школу или детский сад. И дети, симулирующие болезнь, при таком подходе отказываются от обмана, поскольку он всегда будет открыт.
Проблемы адаптации детей требуют внимания
Период адаптации к детскому саду или к первому классу школы несет значительную стрессовую нагрузку на детей. Для безболезненного привыкания к дошкольному учреждению необходимо выполнить несколько правил:
- Заранее приучить кроху к детсадовскому режиму дня.
- Обучить навыкам самообслуживания (мыть руки, умываться, ходить на горшок).
- Научить обходиться без родителей и самостоятельно играть.
- Познакомить его с детским садом, с воспитателями и детьми.
- Соблюдать принцип постепенности: сначала можно только присоединяться к прогулке детей в садике, затем оставлять в группе сначала на 2-3 часа, потом до обеда и т. д.
Воплощая эти правила в жизнь, можно избежать симуляции детьми болезни в этот непростой для них период.
А вот чаще всего обращаются с утренними детскими жалобами на головную боль, тошноту, рвоту или боль в животе родители первоклашек. Все эти симптомы носят зачастую неврологический характер и связаны, скорее всего, с нежеланием идти на учебу. Проверить это можно в выходные или во время каникул, когда число жалоб резко снижается. Если вы это наблюдаете за чадом, то приступайте к мерам по решению проблем в школе.
- Поговорку «в здоровом теле — здоровый дух» никто не отменял. Поэтому закаливайте ребенка, делайте с ним утреннюю зарядку. Посещайте бассейн или спортивную секцию, много гуляйте на свежем воздухе.
- Опытные родители разрешают школьникам пропускать занятия по определенной схеме, например, после двух или трех учебных недель — один день свободный от школы. Это позволяет детям не прибегать к симуляции, притворяясь больными, а ждать наступления «законного» выходного дня.
- Понаблюдайте за психологическим климатом в классе. Если атмосфера нездоровая и агрессивная, то неудивительно, что ребенок не хочет посещать занятия. Поговорите с учителем, прибегните к помощи школьного психолога.
- Обязательно посетите невропатолога, особенно, если наблюдаются следующие симптомы: утренняя тошнота и рвота, боли в животе, беспокойный сон, головные боли, ребенок выглядит бледным и переутомленным. Возможно, врач назначит прием успокаивающих средств, которые помогут справиться со стрессовой ситуацией.
Проблемы в школе могут коснуться не только детей младшего возраста. Если возникли подозрения, что ваш ребенок симулирует недомогание, чтобы остаться дома, не ругайте его и не обвиняйте. Постарайтесь найти доверительный тон и спросить: «Ты выбираешь болезнь вместо школы? Думаю, это не выход из ситуации. Расскажи, какие сложности возникли. Совместно мы справимся с любыми трудностями». Возможно, окажется, что таким образом отпрыск просто решил избежать неприятного момента: не писать контрольную работу, не идти на выступление, пропустить соревнование.
Дефицит внимания — повод к симуляции
Болезнь и повышенное внимание и забота со стороны взрослых — понятия для детского сознания неразделимые. И ребенок может прибегнуть к симуляции первого, чтобы получить второе. В данном случае родителям требуется лишь увеличить период общения с ним, сделать это время максимально эффективным и продуктивным. Создайте семейные традиции: воскресные совместные походы на мероприятия или в гости, прогулки и активные игры на свежем воздухе. Введите в обиход беседу с ребенком, практикуйте активное слушание.
источник